Выпуск №1- 2018 г.
1188

Искусство. Гобелен

Искусство. Гобелен

Выразительное пространство гобелена

Автор, действуя в соответствии со своим темпераментом и дарованиями, каждый раз проходит экзамен на подлинную способность к личностному переустройству материальной среды, при этом сохраняя и приумножая творческое наследие и опыт поколений мастеров, вдохновенно трудившихся над гобеленом десятилетия и даже столетия назад.

Лариса Зубкова, член Союза художников России, преданно служит однажды выбранному призванию. Окончив Московское художественное промышленное училище, она приезжает в столицу Кубани и трудится в Краснодарском художественном комбинате. В своей мастерской делает много проектов для общественных интерьеров в различных техниках: цветной витраж, резьба по гипсу и дереву (ее работа «Казак и казачка» до сих пор украшает зал ресторана «Краснодар»), батик, ручные росписи для задников и занавесей (бывший Дом культуры ХБК, ВДЦ «Орленок» (г. Туапсе) – размером 12x6 м и т.д.). Дерзко и ярко она, находясь на передовой актуальных задач, стоящих перед социумом и творцами различных жанров и направлений, исследует и отбирает лучшие образы и средства пластической интерпретации. Диапазон ее поисков, ограниченный только фантазией, включает монументальное искусство, скульптуру, живопись… Но на первом месте всегда был и остается – текстиль. Грациозное изящество и податливость легкой нити или волокна, удивительная способность к самым смелым и неповторимым комбинациям переплетений и фактур – вот та специфика, за которую Лариса Михайловна страстно и буквально с первого взгляда влюбилась в гобелены, посетив в молодости славившуюся художниками по ткани Прибалтику. Под энергичным напором ее неистощимой выдумки и созидательного труда объединяются цвет и пластика, рождая в чутком порыве напряженное и выразительное композиционное пространство. Проектируя объемную и плоскостную визуальную и тактильную реальность, Л. Зубкова лаконично играет с внешними и внутренними планами, уровнями и принципами пластики и архитектуры с учетом последних тенденций. Подтверждением редчайшей авторской интуиции служат созданные ею монументально-величественные панно: «Кубанская Нива», «Цветы Кубани», «Море», «Орнаментальный гобелен». Их по достоинству оценили члены жюри как на престижных краевых и российских специализированных выставках, так и на международных – в Германии, Канаде, США, Кубе.

Гобелены созданы для общественных интерьеров (г. Москва), ВДЦ «Орленок» (г. Туапсе), базы отдыха «Энергетик» (г. Туапсе) и «Прибой»

(Р. Крым), АО «Русь» (г. Сочи), санаторий «Горячий Ключ») и находятся в частных коллекциях разных стран, а также приобретены Российским музеем декоративно-прикладного и народного искусства.

В ее произведениях две микросреды – реальная и вымышленная (замкнутая в узких границах самого полотна гобелена) – идеально сопрягаются и соотносятся с пропорциями и масштабом интерьерного пространства, не теряя романтичной привлекательности и иллюзорности вымысла. Они являются своеобразным автографом, органично иллюстрирующим захватывающее и откровенное творческое начало Л. Зубковой, которому не дано потеряться в архитектуре даже значительного по площади строения или помещения. Она безошибочно подчеркивает природу архитектоники, опираясь на ткаческое и живописное ядро.

Всматриваясь в трехмерность овалов и кругов «Орнаментального гобелена», мы погружаемся в таинственное царство чарующих переплетений, оттенков и фактур. На наших глазах разыгрывается сцена стремительного, но воображаемого прорыва за пределы полотна с помощью пластических и физических качеств: плоскостных перепадов рельефа, линий, цвета и света. Вручную создавая текстильное панно, Ларисе Михайловне под силу пробудить в краске вполне ощутимую материальность, а в пластике – тончайшие цветовые нюансы.

В гобеленах «Цветы Кубани», «Орнаментальном гобелене» выстраивается ассоциативная перекличка с лаконичными и сдержанными оттенками строительных материалов – песка, камня, металла. Не выходящая из моды натуральная гамма комбинируется в многоступенчатом контрасте: противопоставлении или, напротив, слиянии фона и отдельных деталей. Зато в гобелене «Море» пропорции и колорит провоцируют необузданный темперамент стихии «выходить» из берегов. И везде Л. Зубкова изобретает новаторские техники ткацкого переплетения, в которых нить передает объему осязательность и полифоничность за счет анилиновой синтетики и сизаля, шерстяной пряжи и волокон искусственного происхождения и медной проволоки.

В фокусе внимания – всегда интерес к человеку, активно и целенаправленно расширяющему границы привычных представлений о мире в целом и окружающей его действительности в частности. Лейтмотивом ее панно красной нитью проходят истинно гуманистические идеалы и принципы. Отсюда восхищающая зрителя глубина, сменяющаяся мажорной легкостью и свежестью, а также монументальной торжественностью. Каждое произведение как признание победы Личности, триумф ее чувств, эмоций и разума. Патетически прекрасна даже философская грусть, ностальгия и высокая тоска композиций, в которых не может не прослеживаться и статическая гамма драматических переживаний...

Лариса Михайловна является одновременно автором художественной идеи и исполнителем своего замысла от начала и до конца. Она делает уникальные гобелены для современных квартир и домов с учетом всех параметров, поэтому они колористически вписываются в интерьер, подходят под мебель и другие элементы дизайна. Это изысканные штрихи, способные придать любому пространству роскошный вид, сделать уютнее, превратить даже самую скромную по площади комнату в достойный дворца уголок.


 

Беседу провела Светлана Тельнова. Фото: Дмитрий Кочановский

Вверх
>
Условия лицензионного соглашения: